• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1815"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии"
    Входимость: 12. Размер: 47кб.
    2. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 5. Размер: 38кб.
    3. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    4. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    5. На взятие Варшавы
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    6. Разсуждение о лирической поэзии или об оде
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    7. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    8. Панаев В.И.: Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    9. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 11. "Река времен".
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    10. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    11. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 2. Размер: 157кб.
    12. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 8. "Мое время прошло... ".
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    13. Макогоненко М. Г.: Пушкин и Державин
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    14. Саркисян Е. В.: Предопределенность и свобода выбора: ведущие тенденции в раскрытии мотива "memento mori" в лирике Г. Р. Державина и А. С. Пушкина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    15. На пребывание Суворова в Таврическом дворце
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    16. Пашкуров А. Н.: Поэтика Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    17. Алексеев М. П.: Державин и сонеты Шекспира
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    18. К лире ("Петь Румянцова собрался...")
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    19. Хронология жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    20. Герлован О. К.: О жанре и литературных источниках "Царь-девицы" Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    21. Пушкин А.С.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    22. Благой Д.Д.: Державин. Глава 8
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    23. Подольская И. И.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    24. Успенский Б. А.: Язык Державина (к 250-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    25. Люси
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Аксаков С.Т.: Знакомство с Державиным
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    27. Назарова Л.Н.: Об одной эпиграмме Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    28. На кончину великой княжны Ольги Павловны
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    29. Серман И. З.: Литературная позиция Державина
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    30. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 7. "Храм словесности".
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    31. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    32. Зелепугина Г. П.: Изучение творчества Г. Р. Державина в школе
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    33. Музей-усадьба Г. Р. Державина (г. Санкт-Петербург)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    34. Альтшуллер М. Г.: Оратория "Целение Саула" в системе поздней лирики Державина
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    35. Венец бессмертия
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    36. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 9.
    Входимость: 1. Размер: 127кб.
    37. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    38. Грозный, или покорение Казани. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    39. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии"
    Входимость: 12. Размер: 47кб.
    Часть текста: благоволили слышать рассуждения мои в 1-й и 6-й книжке "Чтения в Беседе любителей русского слова" о древней и средних веков лирической поэзии. По порядку теперь должно бы говорить о новейшей, то есть: о кантате, оратории, сонете, мадригале, триолете, рондо, серенаде, опере, балладе, стансе, романсе и простой песни , в чем они различествуют между собою и что в них сочинители наблюдать должны; но как это более относится к классическому наставлению учеников и навело бы, может быть, скуку, то предоставя себе такое рассуждение напечатать вообще в особой книжке, здесь скажется только об опере , а паче героической, каковых природных еще почти у нас нет, и также о самом последнем степени лиры, т. е. о простой песни, в чем оная разнится с одою; ибо о сих обоих родах нигде и ничего не случалось мне читать на отечественном языке". 2 Эти три публикации более чем на столетие определили судьбу и датировку "Рассуждения о лирической поэзии". В 1816 г. Державин скончался, и обещанная "отдельная книжка" "Рассуждения" не появилась. К собранию сочинений поэта (основной корпус которого состоял из произведений, вошедших в пять частей издания 1808-1816 гг.) "Рассуждение о лирической поэзии" было присоединено Н. А. Полевым в штукинском издании 1845 г., причем датировка трактата полностью определялась публикациями. В "Хронологической росписи сочинений Державина", составленной Полевым, значатся под 1811 г. "Рассуждение о лирической поэзии", под 1815 — "Окончание рассуждения о поэзии". Тот же текст и те же даты воспроизведены в академическом издании сочинений Державина под редакцией Я. К. Грота (см.: Гр., 7, 516-611). Вопреки собственной декларации,...
    2. Демин А. О.: Трагедия Г. Р. Державина "Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи" и "Всемирный путешествователь" Ж. Ла Порта
    Входимость: 5. Размер: 38кб.
    Часть текста: приступил к работе над ней? Определенного ответа на этот вопрос сейчас дать невозможно. Если принять датировку между 1812 и 1815 г., то встает вопрос на какие современные политические события откликнулся поэт в этом произведении, как объяснить, что в условиях "первой волны русского испанофильства", описанной М. П. Алексеевым, 2 Державин создает пьесу, живо напоминающую о жестокостях испанцев в Америке во время Конкисты? Каким образом связана трагедия с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки 1810-1826 гг., завершившимся полным крушением колониальной системы Испании и Португалии за океаном? 3 Не рассмотрен также вопрос о связи трагедии и ее ключевого образа — затмения солнца, символизирующего гибель империи, — с рядом "солнцепоклоннических" стихотворений Державина, написанных в начале XIX в. и обращенных к императорам Павлу I и Александру I. 4 Что привело Державина на склоне жизни к созданию скорбной и величественной картины гибели империи Солнца, в которой нетрудно угадать образ разумного и справедливого государства, управляемого мудрым и просвещенным монархом, образ заветной социально-исторической мечты европейского Просвещения? Для ответа на этот и другие вопросы необходимо расширить представление о круге литературных и театральных явлений рубежа XVIII- XIX вв., с которыми так или иначе можно было бы соотнести замысел трагедии Державина о завоевании Перу. Изучение литературных источников "Атабалибо" мало...
    3. Альтшуллер М. Г.: Литературно-теоретические взгляды Державина и "Беседа любителей русского слова"
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: и многих других членов "Беседы". В самом начале работы Державин рассматривает лирическую поэзию прежде всего как проявление творческого духа поэта: "Лирическая поэзия... отлив разгоряченного духа; отголосок растроганных чувств; упоение или излияние восторженного сердца... Она (ода, — М. А.) не есть, как некоторые думают, одно подражание природе, но и вдохновение оной, чем и отличается от прочей поэзии. Она не наука, но огонь, жар, чувство". 1 Далее, переходя к характеристике различных видов вдохновения, Державин пишет: "Вдохновение не что иное есть как живое ощущение, дар неба, луч божества. Поэт... приходит в восторг, схватывает лиру и поет, что ему велит его сердце... В прямом вдохновении нет ни связи, ни холодного рассуждения...". 2 Интерес этих положений Державина заключается в том, что он, говоря о вдохновении, ни словом не упоминает о рассудке, который, по теории классицизма, должен управлять порывами вдохновения, что было афористически четко сформулировано Буало в "Науке поэзии" и подхвачено его многочисленными последователями. Буало говорит об оде: "Chez elle un beau desordre est un'effet de l'art" (Ее рассчитанный беспорядок есть следствие искусства). Баттё, за которым Державин, по собственному признанию, следовал, подчеркивает, что вдохновение — не непосредственное чувство, а результат искусственного, т. е. в конечном счете рассудочного, разгорячения художника: "Сие чувство собственно называется Исступлением не в то время, когда оно натурально, то есть когда оно существует в человеке, ощущающем оное по самой действительности своего состояния; но только тогда, когда оно находится в Артисте, Поэте, Живописце, Музыканте; когда оно происходит от воображения, искусственно разгоряченного предметами, кои оно представляет себе во время сочинения". 3 Н. Остолопов в "Словаре древней и новой поэзии" формулирует это положение педантически точно со свойственной...
    4. Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: чувствования» с тем, чтобы «уставщик музыки» мог позаимствовать от него выразительность 3 . На наш взгляд, необходимо говорить о драматических сочинениях Державина в полном объеме, не исключая ни одного жанра: трагедии, трагедии с хорами, героические представления, оперы. Всюду Державин выступает как драматург — он не пишет драмы для чтения. Он пишет драмы для сцены: его тексты должны звучать, произноситься вслух. Ремарки, построение драм, описание сценических эффектов — все говорит о связи Державина-драматурга с театром его времени. Отметим сразу, что только его трагедия «Ирод и Мариамна» была представлена на публичной сцене. Между тем, Державин всегда мысленно видел свои сочинения на сцене, тому много свидетельств современников. 1 Более десяти лет Державин упрямо возвращался к написанию сочинений для театра, несмотря на неуспех его на драматическом поприще. (Утвердиться в глазах общества в качестве драматурга можно было только в том случае, если твои пьесы были поставлены на сцене, публично исполнены.) Державинский интерес к театру часто объясняли рядом конкретных фактов — соперничеством с Озеровым, объявлением конкурса Российской Академии наук, приглашающей с 1805 г. к написанию «похвальных слов» и других произведений 4 . Конкурс, объявленный Академией в 1806 г. — «сочинить трагедию российскими стихами», — действительно подвигнул Державина к сему занятию, что, в то же время, еще никак не объясняет его столь...
    5. На взятие Варшавы
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: все сразил! Поля и грады стали гробы; Шагнул — и царство покорил! О Росс! о подвиг исполина! О всемогущая жена! Бессмертная Екатерина! Куда? и что еще[1]? — Уже полна Великих ваших дел вселенна. Как ночью звезд стезя, по небу протяженна, Деяний ваших цепь в потомстве возблестит И мудрых удивит. — Уж ваши имена, Триумф, победы, труд не скроют времена: Как молньи быстрые, вкруг мира будут течь. Полсвета очертил блистающий ваш меч[2]; И славы гром, Как шум морей, как гул воздушных споров, Из дола в дол, с холма на холм, Из дебри в дебрь, от рода в род, Прокатится, пройдет, Промчится, прозвучит И в вечность возвестит, Кто был Суворов: По браням — Александр, по доблести — стоик[3], В себе их совместил и в обоих велик. 2. Черная туча, мрачные крыла С цепи сорвав, весь воздух покрыла; Вихрь полуночный, летит богатырь! Тма от чела, с посвиста пыль! Молньи от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы — горы трещат, Ляжет на воды — воды кипят, Граду коснется — град упадает, Башни рукою за облак кидает; Дрогнет природа, бледнея, пред ним; Слабые трости щадятся лишь им. Ты ль — Геркулес наш новый, полночный, Буре подобный, быстрый и мочный? Твой ли, Суворов, се образ побед? Трупы врагов и лавры — твой след! Кем ты когда бывал побеждаем? Все ты всегда везде превозмог! Новый трофей твой днесь созерцаем: Трон под тобой, корона у ног, — Царь в полону[4]! — Ужас ты злобным, Кто был царице твоей непокорным. 3. И се — в небесном вертограде[5] На злачных вижу я холмах, Благоуханных рощ в прохладе, В прозрачных, радужных шатрах, Пред сонмами блаженных Россов, В беседе их вождей, царей, — Наш звучный Пиндар, Ломоносов Сидит и лирою своей Бесплотный...
    6. Разсуждение о лирической поэзии или об оде
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    Часть текста: на жанровом, а на тематическом признаке (например, во французской литературе — деление оды на духовную, героическую, философскую и общежительную) с объяснением терминологии и примерами из самих од. Далее следует разделение од еще по новым основаниям (которые Державин, впрочем, не поддерживает): генетлиаческие — на день рождения, эпиталамические — на брачное сочетание и т. д. Две зачеркнутых страницы посвящены возможной систематизации од по именам знаменитых творцов: пиндарические, оссианские и проч. Затем помещен исторический обзор форм композиции и стиха лирики с приложением метрических схем, от древнееврейской и древнегреческой поэзии до современной Державину германской, а также индийской, арабской, персидской, грузинской, скандинавской и даже китайской. Наконец, исследование завершает краткий очерк русской метрики. Вся эта ненапечатанная часть «Разсуждения» несомненно должна быть издана 1 ; однако ограниченные рамки настоящего сборника позволили поместить в нем лишь уже опубликованную половину «Разсуждения». Она печатается по 7-му тому «Сочинений Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота» (Спб., 1878, с....
    7. Федосеева Т. В.: Предромантическая поэтика в драматургии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: поэтика в драматургии Г. Р. Державина Обращением к драматургии отмечены последние годы творческой биографии Г. Р. Державина. Им были созданы произведения различных жанров: большие драматические сочинения с музыкой, хорами и речитативами, трагедии, "детская комедия в 1-м действии с хорами", оперы. Драматургические опыты большого русского поэта отразили значительные изменения в художественной системе русской литературы начала XIX века. Жанрово-стилевое их своеобразие до сих пор, на наш взгляд, изучено недостаточно. Именно этот аспект изучения создает условия для воссоздания объективной картины творческой эволюции Державина, для разъяснения вопроса о его отношении к предромантизму и о вкладе в процесс преобразования литературных жанров и стиля. Известно, что предромантизм как переходная поэтическая система, развиваясь, базировался на тех литературных достижениях предыдущих эпох, которые не противоречили духу обновления и могли быть использованы для выражения человеческой индивидуальности. В творчестве отказавшихся от нормированности художественных систем классицизма и сентиментализма художников выразилось настроение целого поколения людей, усомнившихся в рационалистических взглядах эпохи Просвещения. Личность была понята сложной, представляющей...
    8. Панаев В.И.: Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: впоследствии в казанском своем имении, дядя мой любил, бывало, особливо за ужином, завести речь о Державине, о высоком его таланте, благородных качествах, стойкости за правду, смелости при докладах по делам государственным. Хотя ужины эти продолжались по большей части за полночь, но дядя мой говорил о любимом своем предмете с таким одушевлением, что я, несмотря на детский мой возраст, не только не дремал. - слушал его рассказ с жадностью, и мало-помалу усвоил себе понятие о Державине, о его личности, даже о его доме и некоторых, более оригинальных в нем комнатах. Хотя дядя мой вовсе не занимался литературою, но любил читать вслух стихотворения Гавриила Романовича, помещенные в первой части его сочинений, изданной в 1798 году, экземпляр которой подарил ему автор с следующею собствен-норучною надписью: "Любезному племяннику Александру Васильевичу Страхову в знак дружбы. - Гаврила Державин". Старшие братья мои, а вслед за ними и я, не только читали их и перечитывали, но и выучили наизусть. Кстати рассказать здесь об одном случае, доказывающем, как чтилось дядею нашим имя Державина. Мы сидели за обедом. Это было уже в городе пред поступлением моим в гимназию. Докладывают, что почтальон привез с почты какую-то посылку. Приказано позвать его в столовую. Почтальон подает письмо и небольшую посылочку в форме книги. Дядя распечатывает письмо и с восторгом вскрикивает: от Гавриила Романовича! Державин уведомлял его о назначении своем в министры юстиции, звал в Петербург, надеясь быть ему полезным в Тяжебных делах его, а в заключение препровождал к нему хемницеровы басни, издание которых года за...
    9. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 11. "Река времен".
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: в дремоту, которая толь часто подкрадывалась к нему. Спала и его любимая собачка Бибишка, пригревшаяся за пазухой и выставившая наружу лишь умненькую беленькую мордочку. Меж тем юноша, румяный от принесенного в Питер Николой Зимним морозца, спрашивал у седого камердинера: — Дома ли его высокопревосходительство и принимает ли сегодня? — Пожалуйте-с, — отвечал Кондратий, указывая на деревянную лестницу. — Но, голубчик, — умолял юноша, разволновавшийся от того, что увидит сейчас самого Державина, — нельзя ли доложить прежде, что вот приехал Степан Петрович Жихарев, а то, может быть, его высокопревосходительство занят? Кондратий махнул рукой: — Ничего-с, пожалуйте... Енерал в кабинете один... — Так проводи ж, голубчик! — Ничего-с, извольте идти сами. Прямо по лестнице, а там и дверь в кабинет — первая налево.... Жихарев пошел или, скорее, поплелся. Ноги под ним подгибались, руки тряслись, и весь он был сам не свой: его била лихорадка. Остановившись перед стеклянной) дверью, занавешенною зеленою тафтой, он не знал, что делать — толкнуть ли дверь или дождаться, что кто-нибудь войдет. Вдруг в коридоре появилась старшая дочь Львова, воспитывавшаяся вместе с двумя сестрами у Державина. Очаровательная восемнадцатилетняя Елисавета, ровесница гостя, приостановилась и добродушно спросила: — Вы, верно, к дядюшке? Жихарев мог только кивнуть в ответ головой. — Так...
    10. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: из рукописи были опубликованы Г. Н. Ионнпым а кв.: «Державин Г. Р. Стихотворения». Л., 1981, с. 235 — 236; 242 — 251. 2. Абзац, заключенный в скобки, был напечатан в «Чтении в Беседе любителей русского слова» как подстрочное примечание; для лучшего понимания Смирдин и за ним Грот, которому мы в данном издании следуем, перенесли его в начало статьи. Слова обте в греческом языке не существует; «ода» на самом деле происходит от фбе, «песнь», на что указал Державину еще Евгений Болховптинов, своими примечаниями и письмами во многом способствовавший работе Державина над «Разсуж-дением» (однако лишь часть — примерно половину — его замечаний Державин успел использовать при первом издании своего труда). В дальнейшем, учитывая, что «Разсуждение» представляет собой не современное руководство, а исторический памятник поэтики, ошибочные или неточные толкования, как правило, не оговариваются. 3. Псальм происходит от глагола греческого <раХА,о, «бряцаю, слегка ударяю но струнам», по-еврейски «небел». 4. Первая строфа державинского перевода «Первой песни Пиндара пифической». Пристрастие Державина к этому древнегреческому поэту, поэтическую мощь которого сравнивали с его собственной, снискало ему устойчивый эпитет «Росского Пиндара». 5. Цитата неточна. 6. Бард, певец, собственно Галлам и Британцам принадлежащий. 7. И неугрюмые друиды Дают глухим вытьем ответ. 8. 5-я строфа оды «О удовольствии» в переводе Державина. 9. Л. Т. Козегартен (1758—1818) — немецкий поэт, стихотворения которого перелагал Державин; здесь он цитирует 4-ю строфу его «Тоски души» в собственном переводе. 10. Фрагмент перевода, выполненного самим Державиным. 11. Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович (1752—1829) — поэт и...