• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1793"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 6. Размер: 42кб.
    2. На панихиду Людовика XVI
    Входимость: 6. Размер: 6кб.
    3. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 4. Размер: 157кб.
    4. Амур и Псишея
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    5. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    6. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 5. "У принятия прошений".
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    8. На смерть собачки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и убилась до смерти
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    9. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    10. Фролов Г. А.: Ода Г. Р. Державина "Бог" в немецком литературном контексте (источники, переводы)
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    11. На птичку
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    12. Развалины
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    13. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    14. Михайлов О. Громовой пролети струей. Г. Р. Державин. Биографическая статья.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    15. Левенштейн О. Г.: Г. Р. Державин на посту статс-секретаря при императрице Екатерине II (1791-1793 гг.)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    16. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    17. Пашкуров А. Н.: Поэтика Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    18. Объяснения на сочинения Державина. Комментарии.
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    19. Песнь брачная чете порфирородной
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    20. Горелки
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    21. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 6.
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    22. Колесница
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    23. Храповицкому ("Товарищ давний, вновь сосед. . .")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    24. Переписка Державина
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    25. Храповицкому ("Храповицкой! дружбы знаки...")
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    26. Резолюция
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    28. Фелица
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    29. На кончину великой княжны Ольги Павловны
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    30. Замостьянов А.: Великий Державин: сердечная простота
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    31. На смерть князя Мещерского
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    32. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    33. К И.Я. Селецкому. 27 мая 1800.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    34. На победы в Италии
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    35. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    36. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    37. * * * ("Босканф, Лаба и Дольский")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    38. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 3. "Я царь — я раб — я червь — я бог!".
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    39. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 7. Скипетр и лира.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    40. Белинский В. Г.: Сочинения Державина (2 статьи). Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    41. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    42. Осень во время осады Очакова
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    43. Брилиант С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    44. Жихарев С.П.: Записки современника
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    45. Объяснения на сочинения Державина. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    46. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    47. Муртазина Ф. Г.: Г. Р. Державин и Лаишевский край
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    48. Гимн Богу
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    49. К Каллиопе
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    50. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Литература
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 3
    Входимость: 6. Размер: 42кб.
    Часть текста: в поэзии Державина Глава 3 Державин и Рашет "Il faut absolument, mon ami, que je vous entretienne ici de l'action et de la reaction du poete sur le statuaire ou le peintre; du statuaire sur le poete et de l'un et de l'autre sur les etre tant animes qu'inanimes de la nature". 1 (Diderot. Essai sur la peinture.) В литературе о фарфоре не раз упоминается великолепное настольное украшение (file de table) из 7 скульптурных групп, исполненное на фарфоровом заводе по модели Ж. Д. Рашета для екатерининского "арабескового" сервиза. Однако исследователи фарфора, обычно отмечая высокое качество этого изделия, до сих пор не подвергали его более углубленному апализу. Не подвергалось анализу и безыменное "Описание филейного столового прибора", сохранившееся в архиве двора. 2 Изучая дворянскую культуру XVIII в., следует обратить внимание на этот документ, тем более что, но многим данным, "программа" столового прибора составлена Н. А. Львовым, а "Описание" принадлежит перу Г. Р. Державина. По своему идейному содержанию скульптура столового прибора как бы продолжает сюиту барельефов, исполненных Рашетом по программе Н. А. Львова для сената в 1779 г. и описанных Державиным в ...
    2. На панихиду Людовика XVI
    Входимость: 6. Размер: 6кб.
    Часть текста: О оборот стыда, честей! Попранна там в крови порфира, А здесь приносят жертву ей[1] ! — Кто ж славы нам прямой содетель? Никто, никто, — лишь добродетель. Лишь добродетель есть любезна Плененным истиной сердцам; В чертоге, в хижине почтенна Она везде, по всем странам. На троне Филарет, в темнице, Как праведник, всегда почтен; В пыли Отрепьев, в багрянице, Как изверг, завсегда презрен. Не трон, не подвиги чьи громки, Чтут беспристрастные потомки, — Лишь добродетель. Ей священный Поверен ключ весть чести в храм. О палачи царя презренны! Ответствуйте теперь вы нам, Ответствуйте нам, Петионы: Почто монарха и отца, Заслуги, веру и законы Попрали вы, о злы сердца! Почто невинного убили И век пятном наш обагрили? «Любовь к отечеству велела», Вы ищете ответ нам дать. Она вдохнуть вам в грудь умела, Чтоб руки на царя поднять? О ухищренье! о коварство! Любовь к отечеству кротка; Она не разрушает царство, И нежная ея рука Всегда граждан щадить умела: Главу ль ей отделить от тела? Давно надменья, властолюбья Сию личину знаем мы; Ее и...
    3. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 4. Размер: 157кб.
    Часть текста: Никто против его не смел говорить и обер-прокурор князь Гагарин, от котораго зависело приказать предложить дело к слушанию, сколько был ни прошен, ничего не предпринимал. Протекло уже 6 месяцев, Державин шатался по Москве праздно и видел, что такая проволочка единственно происходит из угождения князя Вяземскаго, потому что, не находя его ни в чем винным, отдаляли оправдание, дабы не подпасть самим под гнев Императрицы. Наконец он нерешимостию наскучил и как въезж был в дом князя Волхонскаго и довольно ему знаком, водя с ним в бытность его в Петербурге хлеб и соль: то, приехав в один день к нему, просил с ним переговору в его кабинете. Князь не мог от сего отговориться. Державин начал ему говорить: "Вы, слава Богу, князь, сколько я вижу, здоровы, но в Сенат въезжать не изволите, хотя там мое дело уже с полгода единственно за неприсутствием вашим не докладывается. Я уверен в вашем добром сердце и в благорасположении ко мне: но вы делаете сие мне притеснение из угождения только князь Александру Алексеичу, то я уверяю ваше сиятельство, что ежели будете длить и не решите мое дело так или сяк (я не требую моего оправдания, ибо уверен в моей невинности), то принужденным найдусь принесть жалобу Императрице, в которой изображу все причины притеснения моего генерал-прокурором, как равно и состояние управляемаго им государственнаго казначейства самовластно и в противность законов, как он раздает жалованье и пенсионы, кому хочет, без указов...
    4. Амур и Псишея
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    Часть текста: будто бы робеет От случая сего. Она зовет своих подружек, Чтоб узел развязать, И он — своих крылатых служек, Чтоб п о мочь им подать. Приятность, младость к ним стремятся И им служить хотят; Но узники не суетятся, Как вкопаны стоят. Ни крылышком Амур не тронет, Ни луком, ни стрелой; Псишея не бежит, не стонет, — Свились, как лист с травой. Так будь чета век нераздельна, Согласием дыша: Та цепь тверда, где сопряженна С любовию душа. Май 1793 Примечания Амур и Псишея (стр. 196). Впервые — отдельное издание в 1793 г. под заглавием «Песня». Затем — Изд. 1798 г., стр. 341, под заглавием «Амур и Психея». Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 7. В большинстве рукописей и в двух первых печатных текстах имя — «Психея», в последних изданиях — «Псишея» (это созвучно с французским произношением этого имени: Psyche). По-видимому, так произносил это слово и сам Державин: в одном из экземпляров рукописи 1795 г. зачеркнуто заглавие («Амур и Психея») и рукой поэта сделана надпись вокруг рисунка (рисунок остался в рукописи, ибо Державин потребовал, чтобы вместо медальона с портретами Александра и Елизаветы была изображена античная статуя Амура и Психеи): «Амуру и Псишее» (Рукоп. отдел ГПБ, F. XIV. 16, л. 266). Стихотворение написано в начале мая 1793 г. (Дневник Храповицкого, М., 1902, стр. 250) на сговор великого князя Александра (будущего императора) с баденской...
    5. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    Часть текста: enchainement, aux expressions, aux caracteres, aux draperies, au coloris, a la distribution des ombres et des lumieres, aux accessoires, enfina l'im-pression de l'ensemble. Si je suis un autre ordre, c'est que ma description est mal faite ou le tableau mal ordonne". Diderot. Pensees detachees sur la peinture. 1 В 1789 г. Державин вернулся в Петербург после пяти лет жизни в провинции. Пока он отсутствовал, столица и ее пригороды украсились новыми, великолепными зданиями. Гваренги построил дом Академии Наук, Эрмитажный театр, Государственный банк. Камерон воздвиг свою колоннаду в б. Царском Селе и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и живописи также возросло в столице. Вернувшийся из-за границы Н. В. Юсупов (1790) размещал свои художественные сокровища во дворце на Фонтанке, построенном Гваренги. Безбородко с помощью Львова устанавливал художественные коллекции в своем доме, в зале с колоннами, также построенном Гваренги. Воронихин отделывал внутри строгановский дворец. Строганов подготовлял каталог своей картинной галлереи (изд. в 1793 г.). Державин был вхож в эти дома. Вероятно, обилие художественных впечатлений было причиной того, что в последующие годы Державин особенно охотно включал в свою поэзию материал, почерпнутый из области изобразительного искусства. Этот материал помогал ему создавать тот "волшебный,...
    6. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    Часть текста: и недостатки в произведениях искусств и литературы» 1 ). У всех этих наук один объект — произведения художественной литературы, но разные предметы. Критику и поэтику литературно-художественные произведения интересуют сами по себе, безотносительно ко времени их создания и публикации. Предмет одной — красоты и недостатки произведений, другой — род и вид произведений, соотношение в них формы и содержания, их композиция и т. д. Теорию литературы произведения интересуют как предмет, определяющий сущность литературы, ее специфику, характер и состояние на каждом этапе ее исторического развития, обогащая или обедняя при этом само понятие о художественной литературе и литературном произведении. Историю литературы произведения интересуют как главная составляющая литературно-художественных и литературно-общественных движений, показатель своеобразия этих движений и хронологических их границ, начиная с возникновения до расцвета и увядания, а также как свидетельство борьбы и смены одних движений другими, где важен фактор времени появления произведений в литературной жизни, будь то печатная, рукописная или устная форма их публикации. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом учитывает достижения других наук о литературе и литературных произведениях. Однако для каждой из них не так уж существенно, кто написал то или иное произведение, их объект — само произведение, и уж совсем не имеет для них никакого значения то, в каком возрасте, в каких бытовых, жизненных условиях, в каком физическом и моральном, душевном и духовном состоянии создано писателем произведение. Но именно это — главный предмет...
    7. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 5. "У принятия прошений".
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    Часть текста: и во время его болезни первым должностным лицом Сената стал обер-прокурор 2-го департамента Ф. М. Колокольцов. При нем возникло разбирательство о неправомочном переводе дел из одной губернии в другую. Императрица предложила юному Платону Зубову заняться этим. Молодой человек, сознавая свою неопытность, обратился за советом к Державину, который, несомненно, знал законы во всей тонкости и оказался под рукой. Державин отвечал по совести, и его ответ, вложенный в уста Зубова, понравился Екатерине. В результате 13 декабря 1791 года был дан указ: "... действительному статскому советнику Гаврилу Державину быть при нас у принятия прошений". Воображению Державина представилось, сколько добра он сможет сделать для сирых и убогих, которые прибегнут к его помощи, и он воспрял духом. Однако действительность не соответствовала его надеждам. Поначалу все шло гладко. Ему отвели для занятий комнату во дворце рядом с комнатой его старого приятеля, тоже кабинетского секретаря, Храповицкого, поручили регулярно...
    8. На смерть собачки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и убилась до смерти
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: не в 1792 г., как указывает сам Державин в одном из вариантов заглавия, а не раньше последних чисел января 1793 г., потому что Людовик XVI был казнен 21 января 1793 г. Державин неоднократно перерабатывал это стихотворение. Всего до нас дошло шесть вариантов трех разных редакций. В первом из них имя Людовика еще отсутствует. НА СМЕРТЬ МИЛУШКИ Прохожий, посмотри! Упала здесь Милушка И тотчас умерла; Пример нам подала: Что смерти все игрушка — Собачки и цари. . (Арх. ГПБ, т. 22, л. 364) Однако Державин перечеркнул написанное и на том же листке написал два варианта второй редакции. Третий вариант вошел в первый, собственноручный список «Части VII сочинений Державина», где значительно изменены и текст и заглавие стихотворения: НА СМЕРТЬ МИЛУШКИ, ПОСТЕЛЬНОЙ СОБАЧКИ, ВО ВРЕМЯ ПОЛУЧЕННОГО ИЗВЕСТИЯ О НЕСЧАСТНОЙ КОНЧИНЕ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА 16 Там с трона Людвиг пал, А здесь с колен — Милушка. Надменный смертный, зри! Еще рок сильный показал, Что все его игрушка — Собачки и цари. (Арх. ГПБ, т. 3, л. 145) В следующем, 1-м абрамовском, списке «Части VII» появляется третья редакция этого стихотворения (пятый вариант). Весьма изменен и текст и заголовок:...
    9. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    Часть текста: 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но старались дать детям по возможности лучшее воспитание. Державин, родившийся очень слабым и хилым, "от церковников" научился читать и писать; семи лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион некоего "сосланного в каторжную работу" немца Розе; последний был "круглый невежда". За четыре года, проведенные у Розе, Державин все же научился довольно порядочно немецкому языку, отличаясь вообще "чрезвычайной к наукам склонностью". Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Ей пришлось "с малыми своими сыновьями ходить по судьям, стоять у них в передней по несколько часов, дожидаясь их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой". Эти впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след; поэту "врезалось ужаснейшее отвращение от людей неправосудных и притеснителей сирот", и идея "правды" сделалась впоследствии господствующей его чертой. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву; учителя эти были не лучше Розе. В 1759 г., с открытием в Казани гимназии, Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Образовательные средства и здесь были не велики; учеников, главным образом, заставляли выучивать наизусть и произносить публично сочиненные учителями речи, разыгрывать...
    10. Фролов Г. А.: Ода Г. Р. Державина "Бог" в немецком литературном контексте (источники, переводы)
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    Часть текста: и немецко-русского литературного диалога. Уже более двух веков существует традиция рассматривать творчество Державина "исключительно в его русской обстановке" (Алексей Веселовский), имеющее связи только с русскими жизненными обстоятельствами и литературными источниками. В своих "Объяснениях темных мест" поэт также говорит лишь о религиозных и житейских импульсах, способствовавших созданию оды. Хотя из его переписки известно, что в это время ("первые строки сей оды положил на бумагу в 1780 году") он занимался переводом клопштоковской "Мессиады", в "Санкт-Петербургском вестнике" прочитал прозаический перевод "Вечности" Галлера и пытался переложить его в стихотворную форму. Знаменитый биограф и исследователь творчества Державина Я. Грот вслед за поэтом решительно отвергает какое-либо "сродство" между державинской одой и "Величием Божием" Брокеса, "Богом" Гердера. Отдаленную перекличку русского "Бога" он обнаруживает с "Вечностью" Галлера, с "Мессией" Клопштока, но характеризует ее как "бессознательные заимствования или невольные воспоминания, которые есть у всех поэтов" [Грот 1883: 350]. Исследователи Германии рассматривают оду "Бог" исключительно в рамках немецкого влияния на творчество русского поэта. В. Буш, Г. Розендаль утверждают, что не только в малозначительных частностях склонялся он к иностранным образцам, но и идейным содержанием, многими смысловыми мотивами своего произведения обязан он Брокесу, Клопштоку и др. Однако и при отрицании заимствований, и при указании на влияния называются многие немецкие авторы. И если обратиться к конкретному сравнительно-сопоставительному анализу русской и немецких од, то обнаруживается не только "общий предмет и некоторые мысли" (обращение к Богу как к вечному универсальному феномену, которому сопричастен человек), не...