• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1795"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    2. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 6. Размер: 157кб.
    3. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 6. Размер: 65кб.
    4. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    5. На пребывание Суворова в Таврическом дворце
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    6. Пашкуров А. Н.: Поэтика Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    7. Хариты
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    8. Флот
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    9. На кончину великой княжны Ольги Павловны
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    10. К Анжелике Кауфман
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    11. На кончину благотворителя
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    12. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 7.
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    13. Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    14. Павлин
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    15. Михайлов О. Громовой пролети струей. Комментарии.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    16. Заздравный орел
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    17. При входе Григорьевской больницы
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    18. Бизяева Т. В.: "Праздное время": реконструкция культурного контекста создания
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    19. Альтшуллер М.: Несколько уточнений к текстам стихотворений Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    20. Чечулин Н.: О стихотворениях Державина
    Входимость: 2. Размер: 106кб.
    21. Курилов A. С.: Начало Державиноведения в России
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    22. На Новый год
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    23. Соловей
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    24. Надгробие Шелехову
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    25. На Мальтийский орден
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    26. Данько Е. Я.: Изобразительное искусство в поэзии Державина. Глава 2
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    27. Памятник
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    28. Анакреон у печки
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    29. Никифорова С. А.: Славянские представления о смерти в поэзии Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    30. Другу
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    31. Властителям и судиям
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    32. Гостю
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    33. Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    34. Приношение Монархине
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    35. Ходасевич В.Ф.: Державин. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    36. На рождение ея высочества великой княжны Ольги Павловны
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Глава 5. "У принятия прошений".
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    38. Объяснения на сочинения Державина. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    39. К первому соседу
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    40. Бушуева А. Д.: "Памятник" Г. Д. Державина и "Памятник" В. Я. Брюсова (методический аспект сопоставительного анализа)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    41. Богине здравия
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    42. Михайлов О. Громовой пролети струей. Глава 7. Скипетр и лира.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    43. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 7. Царствование Императора Павла
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    44. Шеина Ю. В.: Г. Р. Державин и В. К. Тредиаковский: из истории "Соображения с российскими нравами" идиллического эпода Горация
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    45. Михайлов О. Громовой пролети струей. Хронологическая таблица.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    46. Стихотворения по году написания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    47. Брилиант С.М.: Г.Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    48. Венерин суд
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    49. Западов В.А. Вступительная статья к изданию стихотворений 1957 года
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    50. На брак графини Литты
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Роте X.: "Избрал он совсем особый путь" (Державин с 1774 по 1795 г.)
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: Державина их роль даже усиливается. И все-таки 1780 год стал важнейшей вехой, что связано с так называемым "переломом", "скачком", который, как считается, произошел в его творчестве в 1779 году. Об этом "скачке" сохранилось признание самого Державина, однако его сущность еще не была прояснена, не сохранилось и свидетельств кого-либо из современников. Сам поэт в 1805 г утверждал, что с 1779 г. "избрал он совсем особый путь, будучи предводим наставлениями г. Батте и советами друзей своих Н. А. Львова, В. В. Капниста и И. И. Хемницера, подражая наиболее Горацию". 3 Все исследователи, писавшие до В. Ф. Ходасевича, 4 не оспаривая приняли это положение. Ниже предпринята попытка рассмотреть, в какой степени творчеству Державина после 1779 г. присуще нечто новое и какую роль при этом играл до 1795 г. Гораций. 5 Одновременно будет обращено внимание и на то, как менялись у Державина традиционные воззрения на "просвещение" и на поэзию в их взаимоотношении, т. е., в сущности, как виделась ему связь политики и поэзии. При этом хотелось бы проанализировать один из мотивов, а именно мотив зеркала, в четырех стихотворениях "Ключ" (1779), "Бог" (1781/1784), "Ласточка" (1792/1794), "Памятник" (1795). Есть доказательства тому, что Гораций был известен Державину с 1774 г., 6 когда он переложил в стихи пять од Фридриха Великого с немецкого прозаического перевода, изданного в 1760 г Как недавно показала Н. Ю. Алексеева, все они были ориентированы ...
    2. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел. 6. По отлучении от губернаторства до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разныя министерския должности
    Входимость: 6. Размер: 157кб.
    Часть текста: Гагарин, от котораго зависело приказать предложить дело к слушанию, сколько был ни прошен, ничего не предпринимал. Протекло уже 6 месяцев, Державин шатался по Москве праздно и видел, что такая проволочка единственно происходит из угождения князя Вяземскаго, потому что, не находя его ни в чем винным, отдаляли оправдание, дабы не подпасть самим под гнев Императрицы. Наконец он нерешимостию наскучил и как въезж был в дом князя Волхонскаго и довольно ему знаком, водя с ним в бытность его в Петербурге хлеб и соль: то, приехав в один день к нему, просил с ним переговору в его кабинете. Князь не мог от сего отговориться. Державин начал ему говорить: "Вы, слава Богу, князь, сколько я вижу, здоровы, но в Сенат въезжать не изволите, хотя там мое дело уже с полгода единственно за неприсутствием вашим не докладывается. Я уверен в вашем добром сердце и в благорасположении ко мне: но вы делаете сие мне притеснение из угождения только князь Александру Алексеичу, то я уверяю ваше сиятельство, что ежели будете длить и не решите мое дело так или сяк (я не требую моего оправдания, ибо уверен в моей невинности), то принужденным найдусь принесть жалобу Императрице, в которой изображу все причины притеснения моего генерал-прокурором, как равно и состояние управляемаго им государственнаго казначейства самовластно и в противность законов, как он раздает жалованье и пенсионы, кому хочет, без указов Ея Величества, как утаивает доходы, дабы в случае требования на нужныя издержки показать выслугу пред Государынею, нашедши якобы своим усердием и особым распоряжением деньги, которых в виду не было, или ...
    3. Глухов B. И.: Поэтические прозрения позднего Державина
    Входимость: 6. Размер: 65кб.
    Часть текста: различий между этими этапами — предыдущим и новым — они в сущности, не усматривают. Касаясь художественной природы державинской поэзии, они чаще всего объясняют ее принадлежностью ее творца к классицизму — господствовавшему тогда в литературе направлению, от ряда принципов которого он, однако, уже отказывается. По заключению Д. Д. Благого, поэзия Державина «во многом и существенном, выплескивается из берегов классицизма, но... Державин все же не перестает быть замечательнейшим представителем именно этого литературного направления. Это определяет и чисто художественную сторону его произведений» 1 . Сходной точки зрения по данному вопросу придерживаются также А. В. Западов и И. З. Серман 2 . Другой подход к истолкованию художественной специфики творчества Державина намечался в работах Г. А. Гуковского, писавшего о тяготении его поэтического метода к реализму. Ученый не отрицает генетической связи поэта с классицизмом, но подчеркивает, что он разрушает художественную систему классицизма и идет дальше: «На обломках классической поэзии Державин начинал строить новое миропонимание в искусстве, несущее в себе элементы и предромантические и реалистические» 3 . Этот взгляд на художественную природу творчества Державина решительно подхватывает и развивает Г. П. Макогоненко, доказывающий, что все новации и находки поэта на всем протяжении творческого пути определяет реалистический метод 4 . Он отвергает концепцию Д. Д. Благого и его последователей как несостоятельную,...
    4. Архангельский А.: Г. Р. Державин - биографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но старались дать детям по возможности лучшее воспитание. Державин, родившийся очень слабым и хилым, "от церковников" научился читать и писать; семи лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион некоего "сосланного в каторжную работу" немца Розе; последний был "круглый невежда". За четыре года, проведенные у Розе, Державин все же научился довольно порядочно немецкому языку, отличаясь вообще "чрезвычайной к наукам склонностью". Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Ей пришлось "с малыми своими сыновьями ходить по судьям, стоять у них в передней по несколько часов, дожидаясь их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой". Эти впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след; поэту "врезалось ужаснейшее отвращение от людей неправосудных и притеснителей сирот", и идея "правды" сделалась впоследствии господствующей его чертой. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву; учителя эти были не лучше Розе. В 1759 г., с...
    5. На пребывание Суворова в Таврическом дворце
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: На пребывание Суворова в Таврическом дворце (стр. 227). Впервые — «Муза», 1796, № 2, стр. 99, под заглавием: «Его сиятельству генерал-фельдмаршалу графу А. В. Суворову на пребывание его в Таврическом дворце». Затем было напечатано в Изд. 1798 г., стр. 359, под заглавием: «Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому, на пребывание его в Таврическом дворце 1795 года». В Изд. 1808—1816 гг. стихотворение не напечатано, так как оно должно было войти (под № 71) в седьмую часть стихотворений Державина, не изданную из-за смерти поэта (Арх. ГПБ, т. 3, лл. 131—149). Печ. по рукописи. После взятия Варшавы и подавления польского восстания под руководством Тадеуша Костюшки (1746—1817) Суворов, получивший за это чин генерал-фельдмаршала, был призван в Петербург, где жил в принадлежавшем ранее Г. А. Потемкину Таврическом дворце. Марс почиет на соломе. Под именем Марса Державин разумеет Суворова, который имел привычку спать на охапке соломы. Эпиктет (I—II вв.) — греческий философ стоической школы, главными основаниями которой были: терпение, нищета, отречение от всех земных благ и удовольствий. Комментарий Я. Грота На великолепном празднике, который Потемкин 1791 г. давал Екатерине в Таврическом дворце (см. выше, стр. 377), Суворов не присутствовал; по свидетельству современников, он был удален с намерением: гордому временщику было тяжело, среди блеска, которым он хотел окружить себя, видеть истинного виновника взятия Измаила. 26 апреля, за два дня до празднества, Суворов, как сказано у Храповицкого, «послан осмотреть шведскую границу, — говорят, будто для того, чтобы отдалить Суворова от праздника и представления...
    6. Пашкуров А. Н.: Поэтика Тишины на закате русской оды: Г. Р. Державин и Е. П. Люценко
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: толкований ("прозрачность", "ясность", "великолепие, пышность, блеск" [Бухаркин 1996: 7]) — в мировой культуре, до традиций русского классицизма — ср. ломоносовскую школу (в т. ч. — известное учение о Лирическом Восторге). 2. Говоря о гранях мирообраза Тишины, следует учитывать жанровый аспект и определяющие тенденции литературных направлений. С одной стороны, постепенно смещается жанровый приоритет от философской оды просветительско-панегирического образца (ср. знаменитое ломоносовское: "Царей и царств земных отрада...", псалмодические, в т. ч. масонские опыты русских авторов и др.) к лирико-философской медитативной миниатюре. Идёт проникновение закономерностей последнего жанра в оду. Одическая "призма" рассмотрения позволяет констатировать очевидную эволюцию философии оды (в т. ч. и её центра — образа Тишины): от классицизма — к предромантическим и раннеромантическим веяниям. 3. Как европейский, так и русский литературный процесс к началу XIX века подводит жанр философской оды в означенном аспекте к новым показателям тематики: обнажение глубин внутреннего мира...
    7. Хариты
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    Часть текста: тихим тоном Важно павами плывут; Как с веселым быстрым звоном Голубками воздух вьют; Как вокруг они спокойно Величавый мещут взгляд; Как их всех движеньи стройно Взору, сердцу говорят? Как хитоны их эфирны, Льну подобные власы, Очи светлые, сафирны Помрачают всех красы? Как богини всем собором Признают: им равных нет, И Минерва важным взором Улыбается им вслед? Словом: видел ли картины, Непостижные уму?» — «Видел внук Екатерины», — Я ответствовал ему. Бог Парнаса усмехнулся, Дав мне лиру, отлетел. — Я струнам ее коснулся И младых харит воспел. Конец 1795 или начало 1796 Примечания Хариты (стр. 233). Впервые — «Муза», 1796, № 2, стр. 97, под заглавием: «Хариты. На случай русской пляски их императорских высочеств великих княжен Александры Павловны и Елены Павловны в день 25 декабря 1795 года». Затем — «Аониды», 1796, кн. 1, стр. 117, под заглавием: «Хариты. На случай русской пляски их императорских высочеств великих княжен Александры Павловны и Елены Павловны в тронной зале Зимнего дворца в первый день святок, 25 декабря 1795 года». Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 11. Геликон — гора в Греции; согласно мифологии — местопребывание Аполлона и муз. Хитон — античная одежда. Минерва — богиня мудрости; имеется в виду Екатерина II. Внук...
    8. Флот
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    Часть текста: божьей наречется, Кто даст смущенным царствам мир. 12 июня 1795 Примечания Флот (стр. 222). Впервые — «Приятное и полезное препровождение времени», 1795, ч. 7, стр. 7, с пометой на месте подписи: «Из Петербурга — от неизвестной особы». С поправками и под заглавием «Флот. 1795 года, июня 2 дня» — Изд. 1798 г., стр. 369. Печ. по изд. 1808 г., т. 1, стр. 298. Сочинено по поводу отплытия объединенного флота разных государств под русским флагом с целью военных действий против французского республиканского флота. Ширинки с шлемов распростерлись. «На касках у военных российских были лопасти, которыми они завязывались во время стужи; то и воображает поэт, что они ветром распростерлись во время хода корабля» (Об. Д., 651). Ты смело Сциллы и Харибды. Т. е. морские опасности и препятствия. Сцилла и Харибда — олицетворения утеса и водоворота, находящихся в проливе между Италией и Сицилией (заимствован из древнегреческих мифов). И гидр лилейных бледный сонм. Лилейные — французские (во французском гербе до Великой французской революции было три белых лилии). Сонм гидр — революционные клубы и собрания (в античных мифах гидра — стоглавое чудовище, побежденное Геркулесом, а под Геркулесом Державин...
    9. На кончину великой княжны Ольги Павловны
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: Краток твой блеск. Ольга прекрасна, Ольга драгая! Тень твой был век. Что твое утро В вечности целой? Меней, чем миг! Юная роза Лишь развернула Алый шипок, Вдруг от мороза В лоне уснула, Свянул цветок. Так и с царевной: Нет уж в ней жизни, Смерть на челе! К отчему лону, К матери нежной, К братьям, сестрам, К скипетру, трону, К бабке любезной, К верным рабам, Милый младенец! Ты уж с улыбкой Рук не прострешь. Лик полутонный, Тихое пенье, Мрачность одежд, Вздохи и стоны, Слезно теченье, В дыме блеск свеч, Норда царицы Бледность, безмолвье, — Страшный позор! Где вы стеснились? Что окружили? Чей видим труп? Иль вы забылись, В гроб положили Спящего тут Ангела в теле? — Ольга прекрасна Ангел был наш. Вижу в сиянье Грады эфира, Солнцы кругом! Вижу собранье Горнего мира; Ангелов сонм, Руки простерши, Ольгу приемлют В светлый свой полк. Вижу блаженну Чистую душу Всю из огня, В свет облеченну! В райскую кущу Идет дитя; Зрит на Россию, Зрит на Петрополь, Зрит на родных. Зрит на пииту, Жизнь и успенье Кто ее пел, Чей в умиленье Дождь на ланиту Искрой летел; Слышит звук лиры, Томные гласы Песни моей. Мира содетель, Святость и прочность Царства суть чьи! Коль добродетель И непорочность Слуги твои, Коих ко смертным Ты посылаешь Стражами быть, — Даждь, да над нами Ольги блаженной Плавает дух; Чтоб, как очами, Над полвселенной Неба сей друг Зрел нас звездами, Дланью багряной Сыпал к нам свет. Племя Петрово, Екатерины Здравьем чело, Сень бы Лаврова, Мирные крины — Всё нам цвело; Дни бы златые, Сребряны росы С...
    10. К Анжелике Кауфман
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: 3, стр. 49. Написано по поводу второго брака Державина, состоявшегося в январе 1795 г.; в стихотворении «описывается портрет второй жены автора («Милены». — В. З. ), и отнесен потому на имя Кауфман, что сия живописица писала обыкновенно фигуры свои высокие и стройные с греческими лицами, какова была» Дарья Алексеевна (Об. Д., 714). Анжелика Кауфман (1741—1807) — известная немецкая художница; портреты ее работы отличались некоторой идеализацией и сентиментальным лиризмом, что обусловило огромный успех ее произведений в аристократических кругах Европы и России. Комментарий Я. Грота Сочинено на второй брак Державина — с Дарьей Алексеевной Дьяковой, 31 января 1795 г. (см. выше, стр. 584, примечание 1 к пьесе Призывание и явление Плениры). Поэт, желая изобразить ее, обращается к Анжелике Кауфман точно так же, как в Изображении Фелицы он обратился к Рафаэлю (см. выше стр. 270). В настоящем случае он избрал Кауфман потому, что эта знаменитая в то время живописица обыкновенно писала высокие и стройные фигуры с греческими лицами, какова была и Милена (об этом имени см. стр. 587). Так говорит сам Державин в своих Объяснениях. Анжелика Кауфман (в замужстве Цукки, Zucchi), дочь живописца, родилась 1741 г. в городе Куре, в Граубиндене, умерла 1807 в Риме. Уже с 11 лет от роду она начала писать портреты с удивительным талантом; особенно ...