Поиск по творчеству и критике
Cлово "1798"
Входимость: 9. Размер: 50кб.
Входимость: 8. Размер: 69кб.
Входимость: 8. Размер: 88кб.
Входимость: 8. Размер: 74кб.
Входимость: 6. Размер: 15кб.
Входимость: 6. Размер: 13кб.
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Входимость: 5. Размер: 12кб.
Входимость: 4. Размер: 27кб.
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Входимость: 4. Размер: 2кб.
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 32кб.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 8кб.
Входимость: 3. Размер: 62кб.
Входимость: 3. Размер: 65кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 50кб.
Часть текста: стада орлины, И все на царский смотрят взгляд. Миров владыке лучезарных Так внемлют все стихии, тварь: В могуществе ему нет равных. Властитель душ, любимый царь Речет — и флот сквозь волн несется! Велит — и громом твердь трясется! Тьма всадников чрез степь летит! И гнев его есть гнев вселенной. Но лишь с улыбкою священной Прострет он длань, — и все молчит. Кто сей, пред важным сим собором[2], В благоговейной тишине, Предстал с унылым, кротким взором? Сонм неких воев зрится мне: На них кресты, а не эгиды[3]! Уж не Гаральды ль то, Готфриды? Не тени ль витязей святых? Их знамя! — Их остаток славный Пришел к тебе, о царь державный! И так вещал напасти их: «Безверья гидра проявилась[4]: Родил ее, взлелеял Галл; В груди его, в душе вселилась, И весь чудовищем он стал! Растет — и тысячью главами С несчетных жал струит реками Обманчивый по свету яд: Народы, царства заразились, Развратом, буйством помрачились И Бога быть уже не мнят. «Нет добродетели священной, Нет твердых ей броней, щитов; Не стало рыцарств во вселенной: Присяжных злобе нет врагов, Законы царств, обряды веры, Святыня — почтены в химеры; Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев, Цареубийц святят в героев:...
Входимость: 8. Размер: 69кб.
Часть текста: 2 Пятнадцати лет Державин поступил в Казанскую гимназию. Здесь он вскоре "отличился в рисовании", начертив вместе с другими учениками геометрию и карты Казанской губернии и "украсив оные разными фигурами и ландшафтами". И. И. Шувалов одобрил эту работу. Исполнителей ее записали в лейб-гвардию солдатами, а Державина — в инженерный корпус кондуктором. 3 Через два года Державин был послан с партией на съемку планов древнего города Болгары. Он составил "описание, план и виды развалин", списал гробничные надписи, зарисовал найденные монеты, кольца и урны. В следующем году его вызвали в Петербург на военную службу. Державин представил свои "болгарские" рисунки И. И. Шувалову, надеясь, что меценат поможет ему продолжать образование. Шувалов послал молодого рисовальщика в Академию художеств к граверу Чемесову, который, похвалив рисунки, приглашал Державина почаще к нему заходить и обещал выхлопотать у Шувалова средство для его "упражнения в науках". Однако средства такого не нашлось. Поступить в инженерный корпус Державину также не удалось. Его записали в гвардию рядовым. Помещенный в тесной квартире вместе с другими солдатами, Державин уже не мог рисовать. Он утешался чтением книг и "мараньем стихов" по ночам. Как видно, Державин всерьез хотел учиться рисованию и только безвыходные условия заставили его отказаться от этой мысли. Отлученный от живописи художник остается навсегда чуток и восприимчив к впечатлениям искусства. Хотя рядовому гвардейцу были доступны лишь немногие художественные произведения, Державин, очевидно, и в эти годы не терял искусство из вида. В 1770 г. ой откликнулся стихами на крупное событие русской художественной жизни. Архитектор Баженов разработал проект нового кремлевского дворца. Грандиозное сооружение в стиле барокко охватывало кольцом старый Кремль, великолепная лестница вела к нему от самой Москвы-реки. Часть старых зданий была...
Входимость: 8. Размер: 88кб.
Часть текста: Эрмитажный театр, Государственный банк. Камерон воздвиг свою колоннаду в б. Царском Селе и строил дворец в б. Павловске. Львов выстроил здание почтамта. Облицовка набережных Невы гранитом была закончена. Число произведений скульптуры и живописи также возросло в столице. Вернувшийся из-за границы Н. В. Юсупов (1790) размещал свои художественные сокровища во дворце на Фонтанке, построенном Гваренги. Безбородко с помощью Львова устанавливал художественные коллекции в своем доме, в зале с колоннами, также построенном Гваренги. Воронихин отделывал внутри строгановский дворец. Строганов подготовлял каталог своей картинной галлереи (изд. в 1793 г.). Державин был вхож в эти дома. Вероятно, обилие художественных впечатлений было причиной того, что в последующие годы Державин особенно охотно включал в свою поэзию материал, почерпнутый из области изобразительного искусства. Этот материал помогал ему создавать тот "волшебный, очаровательный мир" образов, о котором говорится в его "Рассуждении" (1811). В 1789 г., находясь под судом и надеясь снискать милость Екатерины, Державин написал оду "Изображение Фелицы". В первой строфе оды он обращается к Рафаэлю: "Рафаэль!...
Входимость: 8. Размер: 74кб.
Часть текста: 1774. 9. Тайное наставление г. подпоручику л.-гв. Преображенского полку . Казань, 6 марта 1774. 10. К Бибикову, Синбирск, 8 марта 1774. 11. От Макарова. Казань, 12 марта 1774. 12. К Бибикову. Малыковка, 13 марта 1774. 13. К Симонову. 13 марта 1774. 14. К князю Голицыну. 13 марта 1774. 15. К . 13 марта 1774. 16. От . Сызрань, 14 марта 1774 (получ. 17 марта). 17. От Серебрякова и Герасимова. 16 марта 1774. (получ. 19 марта). 18. От Бибикова. Кичуй, 21 марта 1774 (получ. 26 марта). 19. Приказ Серебрякову и Герасимову. 22 марта 1774. 20. К Тишину (Секретно). Март 1774. 21. От . Сызранъ, 26 марта 1774. 22. К Бибкову. 27 марта 1774. 23. К Тишину. Март 1774. 24. Малыковским дворцовым управительским делами. 30 марта 1774. 25. От Соловьева. Март 1774. 26. К Кречетникову. 31 марта 1774. 27. От Бибикова. Богульма, 31 марта 1774 (получ. 6 апреля). 28. От Бушуева. Богульма, 31 марта 1774. 29. От Серебрякова и Герасимова, 31 марта 1774 (получено 3 апреля). 30. От Кречетникова. , 3 апреля (получ. 6 апр.). 31. От Серебрякова. 5 апреля 1774 (получ. 6 апреля). 32. К Кречетникову. 7 апреля. 33. От Тишина. 7 апреля 1774. 34. От Ларионова. 9 апреля (получ. 15). 35. От Новосильцова. , 10 апреля 1774. 36. От Конторы опекунства иностранных (По секрету). , 10 апреля 1774. 37. От ...
Входимость: 6. Размер: 15кб.
Часть текста: любезный сын, не зрела И видеть уж тебя надежды не имела, Просила небеса, чтоб ты во здравьи жил; Но днесь ты, возвращен, мне радость в душу влил! Я прежним чувствием тобою услаждаюсь, Утехи от тебя и пользы дожидаюсь. Но если сердцем чужд от чуждых стран пришел, Не стоишь ласк моих, которые нашел». Нет, прежнюю в тебе мы узрим добродетель, Шувалов! коей всяк из Россов был свидетель. Во дни Минервины, в Екатеринин век, Достоинств таковых потребен человек. Ты будешь, мудрою водим ея рукою, Блистать парнасскаго эдема красотою; Сады твоих доброт среди созрелых лет Размножишь более, чем где их видел свет; И словом, жизнь твоя согласна будет чину, Какая знатному прилична властелину; Каков ты прежде был, не взлюбишь тщетный шум: Полезныя дела, не блеск, питают ум; Пресветел сан, коль им сияет добродетель; Любезна власть, когда ей блага кто содетель. От вредной праздности, от роскоши хранясь, Благими нравами, трудами веселясь, Ты будешь пользою народной отличаться, Как Нил из скрытых мест блаженством проливаться: Незрим его исток, но польза всем видна. Столпы отечества! се ваша цель одна, Идете ль явными со громом вы...
Входимость: 6. Размер: 13кб.
Часть текста: отец! Зовет счастливый и несчастный: Подай желаниям венец! И самого среди блаженства Желаем блага совершенства, И недовольны мы судьбой. Еще вельможа возвышаться, Еще сильнее хочет быть; Богач богатством осыпаться, И горы злата накопить; Герой бессмертной жаждет славы, Корысти льстец, Лукулл забавы, И счастия игрок в игре. Мое желание: предаться Всевышнего во всем судьбе, За счастьем в свете не гоняться, Искать его в самом себе. Меня здоровье, совесть права, Достаток нужный, добра слава Творят счастливее царей. А если милой и приятной Любим Пленирой я моей, И в светской жизни коловратной Имею искренних друзей, Живу с моим соседом в мире, Умею петь, играть на лире, То кто счастливее меня? От должностей в часы свободны Пою моих я радость дней; Пою творцу хвалы духовны И добрых я пою царей. Приятней гласы становятся, И слезы нежности катятся, Как россов матерь я пою. Петры, и Генрихи, и Титы В народных век живут сердцах; Екатерины не забыты Пребудут в тысящи веках. Уже я вижу монументы, Которых свергнуть элементы И время не имеют сил. Декабрь 1780 или январь 1781 Варианты Ст. 4—6: Пришел на землю Новый Год (1781). Мольбы и плески восшумели, Тимпаны, громы возгремели. Ст. 11—13: И дай желаниям венец! Среди текущих рек блаженства Мы благ желаем совершенства. Ст. 19: Безсмертной воин жаждет славы. Ст. 21: Леандр Фортуны при игре Ст. 26—28: Здоровье, хлеб и совесть права, Одежда, сон и добра слава Меня равняют с королем. Ст. 29: А если милой и прекрасной. Ст. 31: И в здешней жизни, пышной, страстной. Ст. 33: Живу с моим соседством в мире. Ст. 35: Кто есть счастливее меня (1780 и 1783). Ст. 36: От должности в часы свободны (1780, 1783 и 1798). Ст. 40: Нежнее гласы становятся...
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Часть текста: "ясность", "великолепие, пышность, блеск" [Бухаркин 1996: 7]) — в мировой культуре, до традиций русского классицизма — ср. ломоносовскую школу (в т. ч. — известное учение о Лирическом Восторге). 2. Говоря о гранях мирообраза Тишины, следует учитывать жанровый аспект и определяющие тенденции литературных направлений. С одной стороны, постепенно смещается жанровый приоритет от философской оды просветительско-панегирического образца (ср. знаменитое ломоносовское: "Царей и царств земных отрада...", псалмодические, в т. ч. масонские опыты русских авторов и др.) к лирико-философской медитативной миниатюре. Идёт проникновение закономерностей последнего жанра в оду. Одическая "призма" рассмотрения позволяет констатировать очевидную эволюцию философии оды (в т. ч. и её центра — образа Тишины): от классицизма — к предромантическим и раннеромантическим веяниям. 3. Как европейский, так и русский литературный процесс к началу XIX века подводит жанр философской оды в означенном аспекте к новым показателям тематики: обнажение глубин внутреннего мира человека, живописное начало через культ "бреда вдохновения", меланхолический тон. 4. Чрезвычайно важна постоянная соотнесённость символообраза Тишины в меняющейся оде и с новыми задачами, достижениями эстетики. Большое влияние приобретают английские эстетические учения, в т. ч. теория Г. Хоума о Возвышенном Прекрасном ("панорама полёта" над миром, "возвышающее моральное величие человека"). Напрямую соотносится категория Возвышенного и с философией Меланхолии в новой оде. 5. Г. Р. Державин особенно много сделал для синтезирования в оде различных литературных направлений, в т. ч. в "срезе" философской...
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Часть текста: поехали они во дворец и нашли ее уже среди спальни лежащую, покрытую белою простынею. Державин, имев вход в внутренние чертоги, вошел туда и, облобызав по обычаю тело, простился с нею с пролитием источников слез. Вскоре приехал сын ея, Наследник или новый Император Павел. Тотчас во дворце прияло все другой вид, загремели шпоры, ботфорты, тесаки, и, будто по завоевании города, ворвались в покои везде военные люди с великим шумом. Но описывать в подробности всех происшествий, тогда случившихся, было бы здесь излишно, ибо они принадлежат до государственной истории, а не до частной жизни Державина. 0н на другой день, вообще с прочими государственными чинами, в сенатской церкви принес присягу. Потом отправил все погребательные церемонии, быв не одии раз дежурным как во дворце при теле новопреставлынейся Императрицы, так и в Невском монастыре при гробе покойнаго Императора Петра III (ибо Павел восхотел соединить тела их в одной могиле в крепости Св. апостола Павла, в соборной церкви) и наконец и при самом погребении, оставаясь всё сенатором и коммерц-коллегии президентом. Но скоро вышел от Императора указ о возстановлении на прежних Петра Великаго правах всех государственных коллегий, в том числе и коммерц, и в то же время, поутру в один день рано, придворный ездовой лакей привез от Императора повеление, чтоб он тотчас ехал во дворец и велел доложить о себе чрез камердинера Его Величеству. Державин сие исполнил. Приехал во дворец, еще было темно, дал знать о себе камердинеру Кутайцову 1 , и коль скоро разсвело, отворили ему в кабинет двери. Государь, дав ему поцеловать руку, принял его...
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Часть текста: дав, Надеть боялся диадиму; Но что, гордыней обуяв, Еще на шаг решится смелый И, как Сампсон, столпы дебелы Сломив, падет под ними сам? 4. Мы видим троны сокрушенны И падших с них земных богов: На их развалинах рожденны, Не расцветут ли царства вновь? Мы ведро зрим по непогоде; Блиставший на своем восходе, Не тмился ль часто в полдень Феб[4]? 5. Мы зрели подлость, ко престолу Ползущую в подобьи змей, Главу склоняющую долу, Но жалящу в сердца людей; Баконов и Мазеп видали, Которые хулу сплетали На благодетелей своих. 6. Но что! — Не так ли век вратится В добре и зле тревожный свет? Здесь светел океан сей зрится; Там мрачен, яр, исполнен бед; Струя, в пучине погруженна, Взбежав сверх волн, и освещенна, Блестит зарницей вдруг, как луч[5]! 7. Но тот блаженнее, кто, в тихом Заливе совести почив, Не загружен добром, ни лихом, Страстей ветрила опустив, Ума на якоре глубоком Стал в челне и спокойным оком На суету мирскую зрит; 8. Предавшися всевышней воле, Свой верно исполняя долг, Славнейшей не завидит доле; Он знает, что дает то Бог, Что Бог лишь светом управляет: Тех взводит, сих уничижает, Тех милует, а сих казнит. 1798 Комментарий Я. Грота Написано по случаю открывшихся в Польше смут и завоевания Бонапартом Италии (Об. Д. и другая рукоп.). Под польскими смутами или, по выражению Державина, возмущениями должно здесь, вероятно, разуметь образование в предыдущем году польского легиона, который сражался в Италии под французскими знаменами. Наполеон, учредив сперва лигурийскую, потом цизальпинскую республику,...
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Часть текста: Державин служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, приведшем Екатерину II на престол. Произведенный спустя 10 лет в офицеры, Державин вскоре участвовал в подавлении пугачевского восстания. Обойденный наградами, перешел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды". После сочинения "Оды к Фелице" (1782), обращенной к императрице, был обласкан и награжден Екатериной II. Назначенный губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785 — 1788), Державин пытался бороться с "крючкотворством", отстаивать справедливость; много сделал для просвещения тамбовского края. Нежелание "ладить" с высшими вельможами заканчивалось смещением с должностей. В качестве кабинет-секретаря Екатерины 11(1791 — 1793) Державин не сумел угодить императрице, был отставлен от службы при ней; назначенный сенатором, в резких формах выражал свое "правдолюбие" и нажил много врагов. В 1802 — 1803 гг. был министром юстиции. С 1803 г. находился в отставке. Начал печататься в 1773 г. (в сб. "Старина и новизна"). В ранний период (до 1779) пытался следовать традициям как М. В. Ломоносова ("Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 г." и др.), так и А. П. Сумарокова (интимная лирика). Позднее в автобиографической записке 1805 г. Державин писал о себе: "Он в выражении и стиле старался подражать г. Ломоносову, но хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов, свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того, с 1779 г. избрал он совсем другой путь". Во второй период творчества (1779 — 1791) Державин создал свой стиль, нашедший наиболее яркое выражение в стихотворениях...